Школьники предложили использовать нейросети на Белоярской АЭС
На Белоярской АЭС состоялся финальный этап XVII Региональных Курчатовских чтений школьников. Они были посвящены 75-летию атомной промышленности России. Более 20 участников из разных городов Свердловской области, чьи учебно-исследовательские работы выиграли на заочном отборочном этапе конкурса, были приглашены в Заречный, чтобы защитить проекты перед экспертами.
Работы были представлены в пяти секциях: гуманитарные, инженерно-технические, научно-технологические и экологические аспекты атомной отрасли, а также цифровые технологии. В своих исследованиях школьники рассматривали, в частности, использование на атомных станциях роботов-манипуляторов, дополненной и виртуальной реальности, а также нейронных сетей.
«Использование нейросетей на атомных станциях я считаю очень актуальным, потому что мы живём в век цифровизации, а российская атомная отрасль всегда стремится идти на шаг впереди. Если в 2010 году нейросети не могли отличить морду собаки от кекса, то сейчас эта технология справляется с самыми сложными и высокоточными задачами. Мой проект посвящён способу инспекционных проверок целостности трубопроводов АЭС с помощью систем искусственного интеллекта. Сейчас для этого используется ультразвук. Убежден, что в ближайшие пять лет нейросети позволят исследовать оборудование станций более точно и эффективно, повышая тем самым их безопасность», — поделился идеями своего проекта участник чтений, учащийся школы №1 Заречного Сергей Новгородский.
В состав жюри конкурса учебно-исследовательских работ вошли профессора Уральского федерального университета, представители Белоярской АЭС, Института реакторных материалов, Института экологии растений и животных РАН, Фонда «Золотое сечение», «Уральского клуба нового образования», ветераны атомной отрасли.
После защиты проектов участники и руководители работ посетили с экскурсией энергоблок № 4 Белоярской АЭС, после чего состоялась церемония награждения победителей.