Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах: наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ Екатеринбурга
15 октября

Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах: наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ Екатеринбурга

15 октября в информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга стартовал новый проект «НаукаКласс». В основе проекта — встречи детей с уральскими учеными и в информцентре, и в научных лабораториях, вузах, на предприятиях.

Нина Садыкова, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН, первое занятие посвятила мамонтам. Занятие началось с любимого детьми мультфильма «Ледниковый период». Оказалось, что дети уже знают всех животных этого периода: смелодона, шерстистого носорога, наземного ленивца и даже широкорогого оленя. Но кто из них жил не в кино, а на Урале и как об этом сейчас узнают ученые — это и стало материалом занятия.

Как объяснить десятилетнему ребенку, 2 миллиона лет — это сколько? Ученый попыталась объяснить это с помощью строительной рулетки: 100 лет = 1 мл, 2 млн. лет = 20 метров. Длины видеозала не хватило на 2 млн. лет, но удалось разобраться на практике с более короткими периодами.

Нина Садыкова рассказала детям, как работают палеонтологи, так заразительно, что некоторые из слушателей попросили взять их летом в научную экспедицию. Что же делают ученые в них? Сначала ищут пещеру. Ведь в них зимовали не только люди, но и пещерные львы и медведи, а в самых маленьких пещерках семьи филинов, например, жили десятилетиями. Найдя такую богатую останками пещеру ученые раскапывают в ней пол, на несколько метров вглубь усыпанный костями. Добычу промывают, высушивают, а потом остается сделать главное — разобрать и определить, изучить и описать.

На занятии проекта «НаукаКласс» всем удалось превратиться в настоящих палеонтологов. Каждый получил для сортировки смесь камней, костей, останков животных и растений. Задача состояла в выборе косточек и определении, что и чье это: зуб полёвки или передняя конечность лягушки, позвонок или часть черепа. Юные исследователи делали это, вооружившись пинцетом и лупой.

Нина Олеговна продемонстрировала участникам проекта и более крупные части скелета: кости, клыки, бивни, суставы мамонта и шерстистого носорога. Именно они и подобные им звери населяли безлесые тундростепи Урала. Оказывается, в ледниковый период здесь не росли деревья, а территория была похожа на саванну.

Проект «НаукаКласс» предполагает и вторую встречу с учёным, но уже на его территории. 21 октября все попадут на экскурсию в лаборатории и музей Института экологии растений. Встречаемся в 15:00 у главного входа в Ботанический сад (ул. 8 Марта, остановка «Южная»).

Кстати, а зубов у мамонта — четыре, как и у современного слона, и меняются они три раза в течение жизни!

Фото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ ЕкатеринбургаФото к Сколько зубов у мамонта, и кто живет в пещерах:  наука становится ближе с новым проектом ИЦАЭ Екатеринбурга