Моральный долг ученого — утверждать невозможность войны
27 февраля

Моральный долг ученого — утверждать невозможность войны

Под таким девизом прошла лекция историка — международника Дмитрия Победаша 27 февраля в лингвистической гимназии № 2 Екатеринбурга. Спикер, свободно владея русским и английским языками, пригласил ребят к обсуждению вопросов: «Кто такой ученый? Нужна ли ученым мораль или достаточно только знания?»

Уже исходное понятие диалога — мораль — вызвало размышления вслух и даже споры. Ребята согласились с Дмитрием, что одна из главных потребностей человека разумного — интерес, желание познать такой сложный мир. Этот интерес и делает человека ученым, отправляет его за новым знанием.

Вместе с лектором школьники размышляли, есть ли ученые — физики и ученые — лирики, есть ли противопоставление «art — science». Насколько ответственен ученый за создание новых видов оружия? А если речь идет об оружии фактически неограниченной мощности, способном многократно уничтожить все живое на Земле? Участие ученых в создании ядерного оружия или его несоздании (Гейзенберг) лежит не только в области физики, утверждает историк.

«До Второй мировой войны все ученые принадлежали единому миру науки. Во время войны — каждое государство (ученые) реализовывало свой национальный атомный проект», — поясняет Дмитрий Иванович. И озадачивает школьников вопросом: «Испытывали ли физики-ядерщики (в США и СССР) какие-либо нравственные сомнения в необходимости участия в национальных атомных проектах?» И тут же приводит в пример восклицание Энрико Ферми: «Какая красивая физика!»

Нравственное начало всегда персонифицировано, ведь оно проявляется через поступки конкретных людей, ученых, утверждает лектор и старается заинтересовать слушателей проблемой нравственного выбора, ставшего перед Нильсом Бором, Клаусом Фуксом, Петром Капицей и другими физиками 30 годов XX века.

Завершил свою лекцию Дмитрий Победаш размышлениями о роли ученого — международника в разрешении сегодняшних и будущих межгосударственных конфликтов, сформулировав главный вывод о том, что «моральный долг ученого — утверждать невозможность войны».