«Фиксики» покорили США
Автор статьи: Лариса Хайдаршина
Опубликовано в № 232 от 13.12.2016
Популярный российский мультсериал о законах физики и химии включили в американскую образовательную программу. 104 серии «Фиксиков» будут смотреть школьники США до 5 класса — как цифровое содержание Discovery Education. В Екатеринбурге этот мультфильм уже третий год используют в образовании детей младшего школьного возраста — на специальных бесплатных занятиях.
Американские педагоги признали «Фиксиков» полезным и поучительным сериалом, поскольку он знакомит детей с устройством и принципами работы разных приборов. Мультсериал, появившийся в России 10 лет назад, официально включили в программу Discovery Education, которую используют более 30 миллионов учеников. То, что «Фиксики» — отличный способ научить ребёнка разбираться в технике, в Екатеринбурге знают уже давно. В уральской столице действует образовательный проект «ФИКСИруй опыт» — на базе Информационного центра по атомной энергии «Росатома». Здесь решили не изобретать велосипед, а использовать в научно-популярных занятиях серии «Фиксиков».
— Для детей младшего возраста очень важна визуализация, — объясняет директор Информационного центра по атомной энергетике (ИЦАЭ) Елена Николаева. — В мультфильме доходчиво, на понятном языке объясняются вещи, которые порой непонятны даже взрослым. А главное, задаётся вопрос, который мучает всех детей на свете: «Почему?».
Используют мультипликационный сериал педагоги в Екатеринбурге на вполне законных основаниях — есть все документы о некоммерческих целях его просмотра. А недавно право использования мультиков снова продлили. Дело в том, что занятия с «Фиксиками» у юных екатеринбуржцев стали пользоваться большой популярностью.
— Вначале мы проводили одно занятие в субботу, — рассказывает «ОГ» сотрудница ИЦАЭ Анна Корчемкина. — Но потом желающих проводить опыты, как в любимом мультике, стало так много, что нам пришлось открыть и вторую, и третью группы.
На мультяшные уроки дети приходят непременно со взрослыми — и не потому, что те тоже любят «Фиксиков». Хотя это правда. Просто задания детям самостоятельно не выполнить — требуется и опыт, и умения, которыми они пока не обладают. Практическая часть урока следует сразу за развлекательно-познавательной — после просмотра очередной тематической серии. Причём всё это оказалось таким увлекательным, что родители сами вызываются проявить себя в качестве преподавателей.
— Это было несложно — сначала все смотрели мультик, потом надо было провести викторину, а после поэкспериментировать, — делится с «ОГ» Екатерина Овечкина, она с сыном Ваней посещает «ФИКСИруй опыт» второй год. — Вся теория подаётся в «Фиксиках» — громко, весело и увлекательно. А опыты дают «пощупать» понятия руками. Я провела занятие про зеркала — мы расставляли их и смотрели, как и что в них отражается. А потом соорудили поделку из зеркал и коробок — перископ.
Опытные педагоги говорят, что только просмотр мультфильма не даёт так уж много для образования ребёнка. Если увлекательно поданную теорию не подкрепить лично проведёнными экспериментами — толка будет мало.
— Важно, чтобы на занятиях полученную в мульт-фильме информацию подкрепляли практической работой, — считает завуч школы № 69 Екатеринбурга, педагог начальных классов Екатерина Белоцерковская. — Мультик может служить мотивацией к изучению предмета, но не источником знаний. Сам по себе фильм не способен помочь сделать вывод, необходимый ребёнку в ситуации поиска ответа на какой-то важный вопрос.
— «Фиксики» создают мотивацию для получения знаний, — добавляет Надежда Крапивина, учитель химии школы № 4 Сухого Лога. — Если педагог ставит детям цель при просмотре, то мультики выполнят свою обучающую функцию.
Так что американцы должны учесть, что теорию, поданную в «Фиксиках», всё-таки лучше закрепить практикой и опытами. Тогда знания точно зафиксируются.