Доказательства эволюции и когнитивные ловушки мозга: «Энергия науки» с Асей Казанцевой в Екатеринбурге
3 и 4 марта в Екатеринбурге прошли лекции федерального проекта «Энергия науки», организатором которого стал информационный центр по атомной энергии. На встречи с известным научным журналистом, лауреатом премии «Просветитель» Асей Казанцевой пришло более 350 человек.
На лекции «Эволюция: что тут непонятного?» Ася структурировала все доводы антиэволюционистов и еще раз напомнила основные этапы развития теории от Дарвина до наших дней. Сейчас понятие «эволюция» важно для развивающихся областей: палеогенетики, молекулярной филогенетики, эволюционной биологии развития и др. Благодаря первой «не так давно был расшифрован геном неандертальца, и выяснилось, что у современных европейцев 2% генов унаследованы именно от него, потому что мы с ними скрещивались. А „чистые“ Homo sapiens остались только в Африке».
Большинство приведенных доказательств эволюции взято, по словам Аси, из школьного учебника по биологии, потому что учёные не ставят вопрос «есть она или нет?» «Эволюция для биологии — это то же самое, что и периодическая таблица для химии, это тот скелет, на котором все выстраивается», — подводит итог спикер.
На следующий день школьники гимназий № 2 и № 9 смогли узнать от Аси Казанцевой о когнитивных ловушках в лекции «Как мозг нас обманывает». Например, когда человек смотрит на что-то конкретное, то многого другого вокруг он не замечает, но осознать этого не может. Это обусловлено строением глаз и работой мозга, именно мозг «собирает» картинку из тех кусочков, которые создает глаз.
Школьники живо отреагировали на задачу от Аси «посчитать, сколько раз кинут мячик люди в белых футболках». После видео все сообщили разные результаты, но самое интересное — никто не заметил прошедшую сквозь толпу гориллу. «Люди не замечают информации, на поиск которой они не настроены», — объяснила опыт научный журналист. Это подтвердилось, и когда всем был показан слайд с грамматической и технической ошибками. Учащиеся гимназии № 2 заметили первую, а гимназисты из «девятки» — вторую. Это наглядно продемонстрировало специализацию двух школ: лингвистическая и политехническая.
После встреч и лекций слушатели подходили за автографами, а в книжном магазине состоялась встреча с читателями, где Ася Казанцева рассказала о том, как стала автором двух бестселлеров