«День учителя на объектах атомной отрасли»: всё под контролем надёжных людей
В дни школьных каникул более 80 учителей Екатеринбурга побывали на Белоярской АЭС в рамках информационно-образовательного проекта «День учителя на объектах атомной отрасли», организаторами которого выступили Белоярская АЭС и Информационный центр по атомной энергии.
Традиционно из всех предприятий атомной отрасли в регионе АЭС вызывает наибольший интерес у педагогов и просто жителей области. «А у вас здесь высажены специальные породы деревьев, чтобы задерживать радиацию?». «А где у вас в реакторе графит?». «А рыбу из водохранилища есть можно?». «А выпускник института сразу начинает управлять оборудованием, или вы его дополнительно обучаете?». «А как запускают ядерную реакцию в реакторе?» — эти и другие вопросы задают учителя.
Сотрудники атомной станции квалифицированно разъясняют не только принцип работы уникального реактора на быстрых нейтронах, но и говорят с экскурсантами о том, что выпускник института начинает с самых простых рабочих специальностей, за несколько лет проходит длинную цепочку должностей, на каждой из них сдавая экзамены, стажируясь и получая опыт работы, и только затем садится за пульт управления, а чтобы впервые запустить ядерную реакцию в новом реакторе, в его активную зону помещают источник нейтронов, содержащий специальные изотопы. И много другой важной и значимой информации получают учителя в ходе экскурсии.
Инженеры рассказывают об истории Белоярской АЭС, о судьбе окончательно остановленных энергоблоков NN 1 и 2 с реакторами АМБ-100 и АМБ-200. С помощью электрифицированных макетов знакомят с реакторами на быстрых нейтронах: их технологическими особенностями, аспектами безопасности и особой значимостью для будущего атомной энергетики, для замыкания ядерно-топливного цикла.
В ходе экскурсии педагоги побывали в машинном зале, где особенно отметили шум турбин (хотя на школьной перемене уровень децибелов, наверное, не меньше) и нагретый воздух (недаром в небольшой открытой «оранжерее», расположенной по соседству с турбинами, растут лимоны). Полюбовались через смотровое окно на работу операторов блочного щита управления.
После экскурсии учителя поделились своими впечатлениями. Ирина Игошева, заместительдиректора и учитель химии школы № 164 Кировского района Екатеринбурга: «Я впервые на Белоярской АЭС. Мы получили новые знания и массу впечатлений. Будучи классным руководителем в 11 классе, я знаю, что потребность получения инженерно-технического образования у выпускников велика, поэтому посещение Белоярской АЭС будет для них полезно».
Коллегу поддержал Александр Сесин, учитель биологии: «Впечатления замечательные, начиная с проходной: видно, что враг на атомную станцию не проползёт. Турбинный зал впечатлил своим размером, своими характеристиками. Немного „прикоснулись“ и поняли работу инженеров на блочном щите управления. Узнали, как работает атомная станция, что она безопасна, и неприятных сюрпризов не ждём: здесь всё под контролем надёжных людей».