3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Место проведения Биеннале: Екатеринбург и 10 городов Уральского региона
Даты проведения Биеннале: 9,09 — 10.11.2015 г.
Профессиональное превью: 8,09 — 13.09.2015 г.
Кураторы основного проекта Биеннале: Чженьхуа Ли (Базель — Пекин), Бильяна Чирич (Шанхай)
«Мобилизация» — ключевой термин 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
«Машинное» и художественное производство всегда шли на Урале рука об руку. Однако в 1990-е годы Екатеринбург вышел в авангард художественной жизни благодаря своим альтернативным практикам, которые легко пересекали границы между мейнстримом и андерграундом. Городской ландшафт затягивает: все самое интересное происходило на улицах бывшего закрытого города-завода, проблематизируя само его существо, переформатируя постоянно меняющееся городское пространство.
Главная наша цель в этом контексте — поместить Екатеринбург на карту мировой художественной жизни через анализ качеств места и форматов индустриальности, свойственных именно этому городу и региону. Мобилизация в данном контексте понимается как сосредоточение внешних и внутренних сил для изменения, сохранения и актуализации модернистской практики.
Одна из отличительных черт 2-ой Уральской индустриальной биеннале в том, что особое место, которое в ней занимала категория смысла: не случайно словосочетание «индустрия смыслов» было слоганом Екатеринбургского филиала ГЦСИ начиная с проекта «Арт-завод» 2008 года. Слово «индустрия» специфицирует этот акцент, отсылая одновременно к городским индустриальным пространствам, в которых эти смыслы локализованы, и к индустриальному способу их производства — метафора, восходящая через (пост)структурализм к манифесту русского формализма «Как сделана „Шинель“ Гоголя» (1919). Категория смысла в контексте Уральской биеннале лишена романтических коннотаций субъективного самовыражения и метафизического прозрения; вместо этого она вызывает несводимые ассоциации с индустриальным массовым производством и креативными индустриями.
Одной из задач биеннале 2012 года стало создание разветвленной и многоаспектной биеннальной структуры, включающей в себя образовательные проекты и проекты по взаимодействию с культурным наследием и художественной средой города. Важным шагом второго проекта стала реализованная программа арт-резиденций, которая охватила города уральского региона на расстоянии до 400 километров друг от друга и где удалось реализовать персональные проекты художников во взаимодействии с производственными предприятиями и целыми территориями. В отдельный блок выделились проекты с партнерскими институциями из России и другими биеннале, расширились образовательная и кинопрограммы, междисциплинарные проектыm расширились до балетной постановки в пространстве цеха оборонного завода, интервенции в городскую среду стали важным инструментом для местных и приглашенных зарубежных художников.
Индустриальная биеннале — это форма анализа неизжитого, конструкция, которая дает возможность говорить о настоящем в разных контекстах, например, через советскую конструктивистcкую историю, как это было в первом проекте в 2010 году, или через призму взгляда художника, который предлагает зрителю свой образ действительности, чему посвящен основной проект второй биеннале.
Одна из задач биеннале — формировать коммуникационную среду, способствующую преодолению барьеров в восприятии современного искусства с одной стороны и индустриального ландшафта — с другой. Мобилизация — тема, которая возникла изначально как ответ на вопрос о том, как продолжать мыслить проблемное поле биеннале и при исследованных индустриальных контекстах перейти к акторам и конкретным сценариям мобилизационных процессов, которые сейчас особенно обострены в обществе.
Основной проект биеннале и интеллектуальная платформа должны ответить на вопрос: кто, зачем и как мобилизуется? Ожидание от основного проекта — показать новые точки роста и современные мобилизационные стратегии во всем мире, с особым акцентом на Азиатский регион. Новые рынки, BRICS, Чемпионат мира по футболу, актуальный политический поворот — все это сегодня сливается в некий информационный шум который должен быть осмыслен художниками в пространстве гостиницы «Исеть» как некой руины социального конструктивизма, претерпевшей несколько этапов и «жизней», и главной амбицией биеннале станет проекция в будущее, производство новой авангардной перспективы — что можно сделать в отдельно взятом городе и какими усилиями? Алиса Прудникова (Екатеринбург — Москва) — комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Куратор, искусствовед, арт-менеджер. Директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства, председатель правления регионального общественного фонда поддержки и развития современного искусства «Новое искусство» (Москва). Преподаватель кафедры музееведения и прикладной культурологии Уральского федерального университета. Курировала выставки и фестивали современного искусства в Москве и регионах России, а также Берлине, Нью-Йорке, Хельсинки и др.
Эксперт (2006–2012) и член жюри (2009, 2011) Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ. Специалист в области стратегического планирования городов, куратор создания федерального проекта Дом новой культуры (ДНК) в Первоуральске (Россия). Член Совета по культуре Губернатора Свердловской области, член Общественного совета Министерства культуры Российской Федерации, член IBA (International Biennial Association). Чженьхуа Ли (Базель — Пекин) — мультимедиа художник, куратор и продюсер.
Начал работу в области современного искусства в 1996 году. В 2002 году продюсировал первый международный арт-фестиваль MAAP в Пекинском музее Миллениум, в том же году импортировал лондонский фестиваль onedotzero в Музей современного искусства Пекина. В 2005 году организовал прокат выставки «Взаимодействие» из Барбиканского центра по четырем крупнейшим городам Китая. В 2006 году выступил исполнительным продюсером Международной выставки и симпозиума по новому медиа-арту. Продюсер выставки «Синтетические времена: китайский медиа-арт» (2008). Куратор триеннале в Нанкине (2008). Много участвует в различных симпозиумах, дискуссиях, презентациях, касающихся новых медиа, в ведущих галереях и музеях по всему миру.
Также среди его проектов: сектор кино ярмарки Арт Базель в Гонконге (2014, куратор), премия «15 лет современного китайского искусства» (Художественная Электростанция в Шанхае, 2014, сокуратор), Пекинская художественная лаборатория (Beijing ArtLab, основатель). Является членом отборочного комитета Летней Академии в центре Пауля Клее и Приза Пиктет (Швейцария), а также членом международного комитета выставки «Цифровая революция» (Барбиканский центр, Великобритания, 2014). Выступает в качестве арт-критика в нескольких международных журналах.
В 2010 году входил в жюри Трансмедиале. Бильяна Чирич (Шанхай) — независимый куратор. Окончила Восточнокитайский университет в Шанхае по специальности «история искусств». Была руководителем кураторского отдела Музея современного искусства Дуолин в Шанхае и сокуратором китайского участия в Сингапурской биеннале 2006 года. Ее проект «Зависимые от миграции» был представлен в рамках параллельной программы 52-й Венецианской биеннале в 2007 году и на Биеннале Урбанизма и Архитектуры в Шэньчжэне/Гонконге в 2008 году. Куратор выставок «Внутренние стратегии — современные арт-практики во Вьетнаме и Камбодже», ретроспективы Йоко Оно, «Институция для будущего» (2011), «Taking the Stage OVER» (2011–12), «Альтернативы ритуалу» (2012–2013) и «Шаг вперед — два назад: мы и институция» (2013), «Так же, как деньги — это просто бумага, галерея — просто комната» (2014). В 2013 году Чирич организовала серию семинаров «От истории выставок к будущему выставочной деятельности»; она регулярно публикуется в журналах Broadsheet, Yi Shu и других. Чирич была членом жюри нескольких премий, включая Hugo Boss Asia Art Award (2013), и состоит в совете по номинированию премии Веры Лист в сфере искусства и политики (2014/2015). В 2012 году она была номинантом премии Организации независимых кураторов.
Автор книги «Игра по правилам: Альтернативное мышление/ альтернативные пространства» (издательство Apexart, Нью-Йорк), а также серии публикаций, посвященных китайскому искусству 1979–2009 годов: первая из книг состоит из интервью с художниками и архивации работ этого периода, вторая — истории выставок.