Химия в искусстве и искусство в химии
О тесных связях естественных наук и искусства 30 августа в екатеринбургской галерее «Главный проспект» рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и химии Уральского государственного экономического университета Инна Калугина.
Принципы творчества в искусстве и в химии схожи, благодаря озарению, вдохновению, интуиции и креативности человечество может видеть шедевры живописи, считает эксперт. Стоит отметить, что без химии была бы невозможна как сама живопись, так и реставрация созданных шедевров и определение их подлинности. Например, если картинка датируется XVII веком и написана титановыми белилами, её можно считать подделкой – в это время использовались свинцовые и цинковые белила.
Также Инна Юрьевна рассказала об эволюции красок от первых природных пигментов до синтетических: «Пигменты, которые использовались для окраски в древности, были соединениями оксидов урана. Еще с I в до н.э. природный оксид использовался в изготовлении жёлтой глазури для керамики, а в стекле – с XIX века. Добавление таких соединений позволяло изделиям люминесцировать в ультрафиолетовом свете». В конце XIX века производство уранового стекла было распространено и в России. Например, на «Гусевском хрустальном заводе».
«Мы привыкли ассоциировать искусство со словом «красота». Потому долго время бытовало мнение, что искусство должно нравиться и быть понятным. Но если непонятно – это ещё не значит, что это не искусство, в чём мы и убедились, а история тому подтверждение. Искусство – это память, созданная гением человечества, а химия искусству служит. Ведь познание этого мира позволяет внести в жизнь совершенно другие краски», – считает учёный.
В истории множество примеров того, как великие химики были очень талантливыми людьми. Самый известный пример – Дмитрий Иванович Менделеев, который не был членом Академии наук, зато был почётным членом Академии художеств и работал над созданием долговечных красок. Дмитрий Иванович считал, что искусство и естествознание имеют общие корни, общие закономерности развития, общие задачи. Поэтому люди науки и люди искусства должны общаться.