«Росатом» открыл в Екатеринбурге Информационный центр атомной отрасли, такие центры призваны стать «лекарством» от радиофобии
«Росатом» открыл сегодня в Екатеринбурге Информационный центр атомной отрасли, такие центры призваны стать «лекарством» от радиофобии. Проект госкорпорация будет реализовывать совместно с Уральским государственным экономическим университетом. На базе центра будут осуществляться образовательные программы по атомной энергии, а также уроки радиационной безопасности для населения.
Центр представляет собой современный мультимедийный комплекс с трехканальной видеопроекцией на панорамном экране, персональными компьютерами и широкими интерактивными возможностями.
Директор департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков рассказал в интервью ИТАР-ТАСС о целях и задачах информационного проекта корпорации
«Цель создания информационных центров — в первую очередь, образование и просвещение. Главное — дать людям базовый набор специальных знаний о природе радиоактивности, о том, как работает атомная станция, сформировать элементарную систему понятий, чтобы человек мог ориентироваться в жестком информационном мире и был защищен от провокаций, — пояснил Новиков. — Уральский информационный центр — 17-й в ряду подобных объектов, которые корпорация создает с 2008 года. В декабре такие центры были организованы во Вьетнаме и Турции, где «Росатом» планирует построить первые для этих государств АЭС. И это правильно, что именно с информационного обеспечения начинается деятельность корпорации в этих странах. Точно так же нужно было делать и в Свердловской области, создавать центр не сейчас, а когда Белоярская АЭС была еще на стадии планирования».
«Создание информационных центров — абсолютно некоммерческий проект. И хотя оборудование центра обходится примерно в 6,5 млн рублей, а их обслуживание требует около 3,5 млн рублей в год, это инвестиции не в бизнес, а в «мир во всем мире», — заметил представитель «Росатома»».
«В последние годы, — говорит он, — мы фиксировали целый ряд информационных провокаций против населения. Например, злоумышленники звонили в больницу и под видом срочной телефонограммы требовали зарезервировать сто койко-мест для жертв аварии на атомной станции. Медсестра, не переспросив и не уточнив источник информации, в панике бежит резервировать, информационный шлейф слухов тут же распространяется как снежный ком. Никто не знает, что произошло, но все уже волнуются. Радикальные экологические организации только подливают масла в огонь, начиная выдавать рекомендации по профилактике. Население, следуя этим советам, начинает усердствовать, что приводит к пищевым отравлениям. Такие случаи были, в частности в 2004 году в Саратове, в 2007 году в Ростове и Санкт-Петербурге», — уточнил Новиков.
«В 2008 году для антикризисного реагирования, — продолжил он, — мы запустили сайт, на котором в режиме онлайн видны посты контроля вокруг всех атомных станций и комбинатов по обогащению урана. Таким образом, любой человек может посмотреть, какой радиационный фон там сейчас, какой был вчера… Правда следить за этими показателями, к счастью, не слишком увлекательно, так как все находится на уровне природных значений, но если возникнет негативный информационный шквал, то любой здравомыслящий человек, даже если он не доверяет официальной информации, может зайти на сайт и посмотреть данные»».
«Когда случилась авария на Фукусиме, — вспоминает Новиков, — началась информационная неразбериха, вплоть до того, что японские власти придерживали информацию. Мы создали оперативный штаб, задачей которого было моделировать ситуацию на основе поступающих данных, чтобы внятно рассказать населению Дальнего Востока — есть какая- то угроза или нет. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что наши специалисты очень точно спрогнозировали ситуацию с добавленным фоном, заявив, что даже при самых неблагоприятных метеоусловиях радиационный фон на российском Дальнем Востоке не превысит безопасный уровень»».
Но это все касается кризисных ситуаций. В обычном плане нужны такие информационные центры, которые позволяют человеку объяснить, что радиоактивность — не техногенное порождение, а естественное свойство элементов, что это явление не зависит от наличия в регионе атомного объекта, что 60 проц радиоактивности выделяется из-под земли с радоном, что радиоактивность мы потребляем с пищей, во время медицинских процедур, путешествуя по горам или летая на самолете, — говорит собеседник ТАСС. По его словам, «вклад атомных станций в общей пакет радиоактивности на Земле всего 0,002 /две тысячных/ процента»».
«Естественный радиационный фон везде разный. Если в Москве он составляет 15 микрорентген в час, то в Токио, во время аварии на Фукусиме он составлял 3 микрорентгена, — отмечает Новиков. — Можно, конечно этими цифрами жонглировать, заявляя, что в Москве фон в 5 раз выше, чем в Токио и неподготовленное население начало бы волноваться. Часто бывают случаи, когда люди просто не знают об уровне радиации: в обычном самолете он, к примеру, составляет порядка 300 микрорентген в час. Я как-то взял с собой в полет дозиметр и на высоте 10 тысяч метров сфотографировал показания, которые значительно превышали установленные. Конечно, на земле нужно было бы выяснять, откуда такое излучение, но на высоте — это естественный фон».
При этом и на Земле есть точки, где 500 микрорентген в час являются естественным фоном — например, на некоторых пляжах Индии, рассказывает представитель «Росатома». «В Бразилии есть курортное место, где в определенных точках фон достигает 1200 микрорентген в час, и это не пугает ни туристов, ни местных жителей, которые не испытывают никаких осложнений, связанных с воздействием радиационного фона. Конечно, если, к примеру, на Урале фон достигнет таких отметок, то нужно будет искать причину, но не прятаться в бетонный бункер, так как серьезного воздействия на организм человека это излучение не окажет. Человек должен все это знать, чтобы быть менее уязвимым от информационных провокаций», — заключил Сергей Новиков.