РАЗБИРАЕМ НА АТОМЫ МИФЫ: ЭХО БАЖОВ-ФЕСТА
30 августа обновленный дворик уральского филиала гцси окрасился в теплые ярко-оранжевые тона. уютные пледы, горячий кофе и жаркие дискуссии согревали участников встречи, организованной информационным центром атомной энергетики в рамках научно-популярного шоу «разберем на атомы». десятая, юбилейная встреча дискуссионного клуба была посвящена теме мифов и стала отголоском недавно завершившихся грандиозных мероприятий бажов-феста
Одна тема, один вечер, три спикера: Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга, Председатель Екатеринбургской городской Думы; Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель образовательной программы ГЦСИ Урал; Анастасия Долбилина, начальник отдела развития компетенций по управлению улучшениями Уральского электромеханического завода.
Каждый из экспертов представил свою точку зрения на миф. Дмитрий Москвин попытался назвать ключевые мифы Урала сквозь призму творчества Бажова, обозначив миф как «новый минерал Уральских гор». В такой интерпретации под «мифологическое» попадало и творчество Николая Коляды, и поэзия Бориса Рыжего, и творчество многих других современных авторов: певцов, поэтов и драматургов. Более того, мифическим становится само пространство города, а благодаря набирающим популярность пешим экскурсиям, организуемым, в том числе, при поддержке специалистов ГЦСИ, горожане сами принимают активное участие в раскрытии этой, доселе неведомой и глубоко неизученной обывателями, городской мифологии.
Презентация Анастасии Долбилиной представила собой, скорее, развенчивание основных мифов, связанных в сознании рядового человека с атомной энергетикой, и всем тем, что ассоциируется с укрощением атома. Сколько раз в год можно проходить флюорографию и посещать хирурга-стоматолога; почему ликвидаторам Чернобыльской АЭС бесполезно пить водку; чем опасно проживание на первых этажах и как измерить радиацию в бананах — у участников дискуссии была возможность лично задать интересующие вопросы эксперту и самим опровергнуть или подтвердить миф. Несмотря на заявленную тематику, доклад был одинаково полезен и интересен всем — и тем, кто более-менее разбирается в атомной энергетике (судя по вопросам из зала, присутствовали и такие!), и тем, кто знает о строении атома из школьного курса физики или черпает свои знания из популярного сериала «Теория большого взрыва». В общем, те, кто раньше измерял радиацию исключительно в рентгенах, теперь может козырнуть знанием таких терминов, как «зиверт» или «бэр».
Евгений Ройзман рассматривает миф как историческое событие, с привязкой к определенному времени и пространству. Мифологическое пространство Урала, и Екатеринбурга в частности, он транслирует через два ключевых понятия — подземелья и клады, по ходу рассказа опровергая устоявшиеся и навязанные нам, простым обывателям, мифы (например, связанные с популяризацией Аркаима или с затопленными подземными ходами Невьянской башни). Здесь же мы сразу вспоминаем всю историю золотопромышленников на Урале, многочисленные легенды, связанные с особняками ведущих купеческих семей, расстрел царской семьи и историю Ипатьевского дома и другие «славные» факты истории Урала. Задача историка в этом плане — отделить зерна от плевел, исторический факт от домысла. При этом Ройзман вполне себе допускает смешение мифа и истории, приводя в пример сказы Бажова, основанные на реальных архивных документах.
И здесь мы подходим к одной из ключевых проблем, связанных с терминологической составляющей и проекта Бажов-фест в целом, и конкретно прошедшего мероприятия. Что есть «миф» сам по себе? Чем миф отличается от легенды или байки? В какой момент времени миф становится мифом? Какое историческое или культурное событие может стать мифом, а какое канет в историю безвестным?
Википедия определяет миф как «повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах, героях». Известный российский философ и историк Александр Федорович Лосев рассматривает миф как заключенную в словах «чудесную личностную историю», осмысленную индивидом субъективно, при этом противопоставляя личностный миф абсолютному мифу, основанному на христианской антологии античности.
По этой терминологии сказы Бажова можно отнести к так называемому «авторскому мифу», в котором имеет место быть и правда, и вымысел.
Прошедшие мероприятия Бажов-феста доказали, что каждая веха в истории нашего города способна стать в будущем мифом. Переосмысление архаичного мифотворчества, помноженное на естественный ход времени и развитие науки и техники, может привести к зарождению новой уральской мифологии. Кто знает, быть может, через сотни лет наши потомки будут изучать мифы, связанные со строительством телебашни или заброшенного отеля «Харбин» около цирка; раскрывать тайны падения Челябинского метеорита и с удивлением рассматривать окаменелую тюбетейку, найденную в районе Академического.
Текст: Алла Карфидова
Фото: Информационный центр атомной энергетики Екатеринбурга