От тумана в бутылке до гало-эффекта и визкозиметра
В информационном центре по атомной энергии состоялись новые занятия проекта «НаукаКласс». Профессор Института физики УрГПУ Александр Усольцев на простых примерах показал взаимосвязь науки и технического прогресса.
Взяв простую беговую лыжу, ученый «раскрыл тайну» скольжения, а точнее трения скольжения. Пластиковая бутылка помогла ребятам увидеть и понять, как «формируется» туман: водяной пар конденсируется вокруг частиц золы.
В некоторых опытах ребятам помогли даже их ладошки. Оказывается, если дышать на горизонтально расположенную ладошку, то выдыхаемый воздух будет холодным. Если ладонь расположить вертикально перед носом и подышать, то почувствуешь теплый воздух. Преподаватель физики объясняет, что с поверхности тела испаряются молекулы воды и этот процесс сопровождающееся охлаждением. А дохнув на ладонь, мы добавляем быстрые молекулы воды, которые передают тепло ладони.
Ребята продолжили узнавать новое и интересное о физике в учебных и научных лабораториях Института физики, технологии и экономики УрГПУ. В учебных лабораториях по электротехнике, оптике и механики школьники увидели много интересного: приборы для определения свойств электрических цепей, стенд для работы с асинхронным/синхронным двигателем.
В кабинете теории и техники физического эксперимента ребята вместе с лаборантами провели опыты по равновесию, вибрации, магнетизму. Споры гриба — дождевика помогли им рассмотреть оптический феномен — гало.
Затем участники проекта побывали в научной лаборатории «Расплав». Это исследовательский центр с новейшими приборами, способными изучать пять различных свойств металлов и сплавов, в том числе аморфных, в температурном интервале до 2000 градусов Цельсия. Даже названия приборов говорят об их уникальности: гамма-плотномер и визкозиметр, магнитометр и установка для измерения скорости ультразвука в расплавах.
На все вопросы детей и родителей профессор Александр Усольцев и его студенты дали подробные и ясные ответы. Участников «НаукаКласса» объединила одна мечта: «Вот бы нам такого учителя физики».