От валентинок до ректора: уральцы «разобрали на атомы» сердце
19 сентября Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга провёл двадцать седьмое научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы». В преддверии Всемирного дня сердца галерист, атомщик и кардиолог поговорили о важнейшем органе – сердце.
О «делах сердечных» и возможностях современной кардиологии рассказала врач Светлана Кузнецова, проработавшая в неотложной кардиологии 9 лет: «Сердце – это самый большой труженик нашего организма. Уже на четвёртой неделе сердце эмбриона начинает биться, далее это биение сопровождает нас всю жизнь».
Дела с сердечно-сосудистой заболеваемостью в России и мире обстоят весьма неблагополучно (а в России даже хуже). Более половины всех смертей среди россиян связаны с заболеваниями сердца. От острых приступов и хронических болезней сердца мы ежегодно теряем 385 человек на 100 тысяч населения в год. Наиболее частое заболевание – атеросклероз сосудов сердца (патология при которой образуются холестериновые бляшки на стенках сосудов, ухудшающие кровоснабжение и взывающие инфаркт миокадра). Но три четверти этих смертей можно предотвратить, если не курить, следить за рационом и больше двигаться. «Чтобы контролировать состояние сердца и сосудов человеку необходимо знать своё артериальное давление, уровень сахара, уровень холестерина и следить за массой тела», – заключила врач.
Про образ сердца в современном искусстве рассказала галерист Марина Альвитр. Слушатели обсудили металлические валентинки Джеффа Кунса и перфомансы участием куриных сердечек.
«Сердечки – это искусство низкое, использующее понятные и приятные нам вещи в массовой культуре. Однако подвешенные сердца Джеффа Кунса выставлялись даже в Версале и ознаменовали крах минимализма», – рассказала галерист.
Кстати, одна из таких валентинок Джеффа Кунса в 2007 году ушла с аукциона за 23 миллиона долларов и стала самым дорогим произведением ныне живущего современного художника.
О реакторе как сердце атомной станции рассказал заместитель главного инженера по эксплуатации 4 энергоблока Белоярской АЭС Илья Филин. Просто о сложном слушатели узнали от инженера, знающего принципы работы атомных электростанций с разными типами ректоров. «Нельзя выжигать ресурсы планеты, поэтому ядерная физика подсказала, что уран-238 тоже может делиться», – отметил атомщик, работающий с быстрым натриевым реактором БН-800. В традиционных же реакторах на тепловых нейтронах в качестве горючего используется уран-235. Этот изотоп в любой единице массы добываемого урана составляет 0,05%, а оставшиеся 99,23% уходят в отвал. Отвал – это уран-238, который не является ядерным топливом. И только БН под действием быстрых нейтронов превращает неиспользованный уран-238 в чистый оружейный плутоний-239. А запасов урана-238 в мире скопилось в сто раз больше, чем располагаемых запасов 235-го урана.
Слушателям, заинтересованным в трудоустройстве на Белоярскую АЭС, эксперт подсказал: «Устроиться работать на блочный щит управления нелегко – необходимо иметь здоровье как у космонавта и профильное образование, ещё важно быть стрессоустойчивым и ответственным».