«Говорящая» мумия, вакцины и «Манхэттенский проект» для COVID-19
Актуальные новости науки и их значение обсудили 1 апреля уральские эксперты на первом онлайн-выпуске устного журнала «Язык Эйнштейна» Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга.
Будет ли «Манхэттенский проект» для COVID-19, как «заставить» заговорить мумию и как скоро появится эффективная вакцина от COVID-19, рассказали кандидат исторических наук, младший научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях, ассистент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ Антон Кочнев, научный сотрудник научно-производственного предприятия «Эксорб» и журналист Дмитрий Горчаков и кандидат химических наук, научный сотрудник Института естественных наук и математики УрФУ Кирилл Гржегоржевский. Модерировала устный журнал медиадиректор техноброкера «Иннопорт» Екатерина Нечаева.
О том, как инженеры и историки заставили древнеегипетскую мумию «заговорить», рассказал Антон Кочнев.
Для этого учёные распечатали на 3D-принтере её горло, голосовые связки и язык, а затем подключили всё к искусственной гортани. Кстати, на саркофаге Несьямуна (а именно так звали мумию при жизни) можно прочитать, что он был немым жрецом, жил в храме Амона, вёл очень праведное существование и просил богов вернуть ему дар речи для того, чтобы рассказать богам о себе и заслужить право на вечную загробную жизнь. Это желание жреца, а также великолепное состояние сделало его желание осуществимым. Эксперт Антон Кочнев отметил, что новость прекрасно иллюстрирует междисциплинарность современных исследований: «Новость показывает, что для изучения прошлого можно применять самые современные технологии».
Как создают вакцину от коронавируса и может ли она остановить пандемию рассказал химик Кирилл Гржегоржевский. По данным ВОЗ, около 40 лабораторий в мире ведут сейчас разработку вакцин против коронавируса, используются разные способы создания вакцин от инактивированных и аттенюированных до рекомбинантных. Недавно в России начались испытания антикоронавирусной вакцины на животных, а в США — уже на людях. Именно в этих странах наиболее вероятно создание первых эффективных вакцин, считает эксперт.
«Вся проблема вакцин заключается в том, что создать вакцину нужно было ещё вчера, но о самой болезни мы узнаём только сегодня, а завтра в вакцине уже нет нужды, потому что и так многие переболели», — отметил Кирилл.
Про «Манхеттенский проект» для COVID-19 рассказал физик Дмитрий Горчаков. 27 марта в журнале «Science» вышла колонка исполнительного директора глобального альянса по вакцинам и иммунизации Сета Беркли, который говорит, что COVID-19 нужен «Манхеттенский проект», имея в виду такое же объединение учёных разных стран в борьбе с ним, как было во времена атомного проекта США.
«Прямо сейчас такого объединения, конечно, не будет. Но нужно смотреть в будущее и понимать, что такие проекты нужны. Разные страны разрабатывают биологическое оружие и собственные вакцины. Идут гонки государств и политиков, которые стремятся показать собственное превосходство. Фармацевтические компании гонятся за выгодой от создания вакцин. Но сейчас мы понимаем масштаб проблемы, которая затронула всё человечество. Сейчас речь не о деньгах и престиже, а о глобальной безопасности. И в этом смысле Сет Беркли сравнивает этот нынешний вызов с «Манхеттенским проектом», который тоже касался международной безопасности», — заключил эксперт.
О том, как Золотая Орда применяла «биологическое оружие» в XIV веке, каким образом ядерные технологии помогают в борьбе с новым коронавирусом и почему появление патогенной сальмонеллы связали с неолитической революцией, смотрите и слушайте в первой онлайн-версии устного журнала «Язык Эйнштейна» от ИЦАЭ Екатеринбурга по ссылке.