В чём польза страха и почему мы любим фильмы ужасов?
Как страх может спасти жизнь, почему мы смотрим фильмы ужасов, стоит ли бояться радиации – на эти и другие вопросы 31 мая ответили учёные на традиционном научном ток-шоу «Разберём на атомы». Гостями вечера, организованного ИЦАЭ, стали более восьмидесяти горожан.
О том, как возникла радиация во времена хаоса после Большого взрыва и как обеспечивается радиационная безопасность сейчас, рассказал кандидат физико-математических наук и заместитель директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН Илья Ярмошенко. Эксперт отметил, что максимальную дозу облучения для современного человека создаёт газ радон: «Например, в каждом кубометре воздуха в этом зале сейчас происходит минимум 50 распадов радона в секунду». В современных домах, где меньше щелей, радона накапливается больше, чем в старых пятиэтажках. Именно поэтому не стоит пренебрегать проветриванием. Илья Владимирович заметил, что по данным ВОЗ, основными факторами риска для здоровья являются высокое кровяное давление, курение, повышенное количество сахара в крови и ожирение, а вовсе не радиация. «Сегодня про радиацию мы знаем очень много, и потому риск получить опасную дозу неконтролируемого облучения очень и очень мал».
Про страх в животном мире рассказала зоолог Светлана Поленц. Как оказалось, больше всех пугает тот, кто больше и боится. Испугавшись, животные могут нападать, убегать или впадать в растерянность. Например, муравьед тамандуа, оттопырив лапы, встаёт в устрашающую позу, которая кажется нам очень смешной. Ещё одна стратегия запугивания у млекопитающих – демонстрация зубов. Так делает и взрослый волк, и детёныш опоссума с молочными зубами. У многих насекомых оборонительный инструмент – мимикрия. «Гусеницы некоторых бабочек мимикрируют под змей, а на крыльях некоторых мотыльков изображены глаза хищных птиц и головы кобр», – рассказала зоолог.
Психофизиологию страха и любовь к фильмам ужасов объяснила кандидат психологических наук, доцент Института естественных наук и математики Департамента биологии и фундаментальной медицины УрФУ Ольга Ломтатидзе: «Во время просмотра фильма ужасов мы одновременно испытываем базовые отрицательные сигналы и чувство безопасности. Вырабатываемый после адреналина норадреналин создаёт ощущение, что мы молодцы и справились с проблемой. Этим нас и привлекают фильмы ужасов». В обычной жизни страх могут вызывать как резкие сигналы, так и боль. Но есть люди без болевой сенсорной системы, которые боль не испытывают.
Страх помогает нам обучаться и адаптироваться к среде, страх говорит нам «будь острожен» – к такому выводу пришли участники научного ток-шоу.