В Екатеринбурге «разобрали на атомы» контроль за обществом и радиацией
06 марта

В Екатеринбурге «разобрали на атомы» контроль за обществом и радиацией

             
5 марта состоялось двадцать восьмое научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» от Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга в джаз-клубе EverJazz. В этот раз эксперты обсудили тему контроля – с точки зрения ядерных технологий, управления персоналом и использования искусственного интеллекта.

Слушатели узнали, возможен ли тотальный контроль над обществом с помощью искусственного интеллекта (ИИ), нужно ли каждому иметь персональный дозиметр и как эффективно управлять производством.

По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета Елены Куликовой, контроль – это попытка оценить действия других людей. «После оценки чужих действий вы начинаете высказывать свои корректирующие пожелания, чтобы действия этих людей, с вашей точки зрения, стали лучше», – считает эксперт.

Методики контроля человек выбирает исходя из собственной системы ценностей, которая формировалась с детства.

«С детства мы внимательно изучаем поведение своих близких и формируем собственные ориентиры «что можно» и «что нельзя». Такие наблюдения помогают выстроить систему ценностей, на которую человек опирается во время принятия решений. Эта коробочка даёт нам наследственную функцию контроля, закладывая модели поведения и нормы», – рассказала Елена Куликова.

Именно поэтому, считает эксперт, во время контроля других людей, кто-то позволяет себе в порыве гнева кричать на других матом, а кто-то, например, начинает плакать или угрожать.

Также эксперт рассказала о существующих стилях управления и их особенностях. Первый стиль – авторитарный. Он характеризуется жесткой централизацией власти, агрессивным поведением, переходом личности. При этом стиле контроль часто бывает основан на страхе и имеет давящее действие. Такая власть опасна, сопровождается оскорблениями и малоэффективна как для предприятия, так и для семьи: при авторитарном контроле не хочет проявлять инициативу.

При демократическом же стиле управления предпочтение отдается таким механизмам влияния, как участие, принадлежность, самовыражение (даже в обсуждении своих ошибок и наказаний). Этот стиль считается эффективным и довольно распространён в мире, за исключением России. Демократический стиль стимулирует сотрудников, их ответственность и самостоятельность. Характерен этот стиль для настоящих профессионалов, которые уважают окружающих и не сомневаются в их способностях. «Станьте профессиональны и народ к вам потянется», – заключила эксперт.

Третий стиль руководства – либеральный. Этот стиль управления отличается излишней терпимостью, снисходительностью и нетребовательностью. Управление происходит без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, руководителю приходится рассчитывать лишь на их дисциплинированность.

О возможности создания «Большого брата» для контроля за обществом благодаря нынешним технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения рассказал кандидат технических наук, директор школы академического и профессионального образования Института радиотехники и информационных технологий Уральского федерального университета Андрей Созыкин.

«Появление «Большого брата» уже не вопрос технологий, а вопрос общественной морали и законов. Самое смешное (или страшное?) в том, что мы сами направо и налево раздаем информацию о себе. Пишем в социальных сетях, платим кредитными картами, пользуемся геолокацией на телефоне. По большому счету про нас уже и так известно всё: где мы ночуем, как развлекаемся, куда ездим на такси и летаем на самолетах, какие магазины предпочитаем.

И если в Европе пытаются защищать неприкосновенность данных о частной жизни, то в Китае всё наоборот: здесь государство создает единый социальный рейтинг. Грубо говоря, оценивает, «хорошо» ли себя ведет каждый гражданин. И если кто-то ведет себя «плохо», ему перестают продавать билеты на самолеты и поезда, его не пускают в музеи и рестораны. Так из соображений безопасности добропорядочное общество отделяют от преступников.

Сейчас искусственный интеллект позволяет анализировать огромные потоки пользовательских данных. Взять хотя бы «умное видеонаблюдение». Невозможно усадить к экрану столько операторов, чтобы непрерывно отслеживать поток с сотен и тысяч городских камер. Но можно поручить анализ ИИ, он перелопатит горы записей и предложит ответственному лицу обратить внимание только на потенциально опасные ситуации. «Заметил» машинный мозг человека без спецодежды или некачественное сырье – сигнал руководству. Человека спасли, брак предотвратили. Но надо помнить, что такое же всевидящее око может наблюдать, с кем мы прогуливаемся под ручку по городу…», – отметила на своей странице гость ток-шоу и журналист-фрилансер Екатерина Зубкова.

О радиационном контроле рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Уральского федерального университета, председатель Совета молодых ученых Физико-технологического института УрФУ Сергей Звонарёв:

«Сейчас с точки зрения контроля можно не беспокоиться об ионизирующем излучении, так как всё это контролируется на государственном уровне специальными органами (и в том числе на таможне). А ведь каких-то сто с чем-то лет назад учёные-исследователи изучали радиоактивные материалы «голыми» руками и носили их в своих карманах», – рассказал Сергей Звонарёв.

И если есть излучение, нужно его как-то измерять. Для этого в 1908 году Гансом Гейгером был впервые предложен принцип измерения ионизирующего излучения. В 1928 Вальтер Мюллер реализовал на практике несколько версий прибора (счётчика Гейгера — Мюллера), конструктивно отличавшихся в зависимости от типа излучения, которое регистрировал счётчик.

Также лектор рассказал о методах низкодозной и высокодозной дозиметрии. Особое внимание он уделил разработке уральских учёных – термолюминесцентному детектору ТЛД-500К. «В нашем университете было организовано производство термолюминесцентных детекторов ТЛД-500К, используемых для индивидуальной дозиметрии персонала АЭС и радиационного мониторинга окружающей среды.

Сейчас детекторы внедрены на большинстве АЭС России и СНГ, а также во многих медицинских учреждениях, в том числе в 45 клиниках Екатеринбурга. Они превосходят по чувствительности зарубежные аналоги в 20-30 раз, детекторы ТЛД-500К успешно продвигаются на мировом рынке, их закупают фирмы Германии, Франции, Финляндии, Южной Кореи и других стран», – рассказал Сергей Звонарёв.

Завершился научно-популярный вечер вопросами лекторам и награждением самых активных слушателей.